|
|
@ -0,0 +1,208 @@
|
|
|
|
|
|
|
|
# Курс "Нейронные сети и глубокое обучение" Самарского университета
|
|
|
|
|
|
|
|
Лектор [Артем Владимирович Никоноров](https://ssau.ru/staff/66320001-nikonorov-artem-vladimirovich), д.т.н., artniko@gmail.com
|
|
|
|
|
|
|
|
Ассистенты: [Виктория Витальевна Евдокимова](https://ssau.ru/staff/304968209-evdokimova-viktoriya-vitalevna/edu),
|
|
|
|
|
|
|
|
[Никита Александрович Фирсов](https://ssau.ru/staff/441332557-firsov-nikita-aleksandrovich/edu),
|
|
|
|
|
|
|
|
[Макаров Андрей Романович](https://ssau.ru/staff/702140902-makarov-andrey-romanovich/edu)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Телеграмм группа курса:
|
|
|
|
|
|
|
|
https://t.me/DL_SamU_2023
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курс основывается на предыдущих более обзорных лекциях и туториалах по глубокому обучению и его приложениях, в частности, вот [небольшая обзорная лекция](https://youtu.be/Gpq1PFUee88) в Кавказском Математическом Центре. Также во многом этот курс является адаптацией известнейшего курса http://cs231n.stanford.edu/
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы курса за 2020-21 годы расположены [здесь](https://github.com/da0c/DL_Course_SamU).
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы курса за 2022-23 годы расположены [здесь](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курс 2023-24 года состоит из трех частей:
|
|
|
|
|
|
|
|
**Введение в глубокое обучение:** краткий обзор всех достижений машинного обучения до сверточных нейронных сетей, две лекции.
|
|
|
|
|
|
|
|
**Основы глубокого обучения:** собственно основной материал курса, порядка 8 лекций.
|
|
|
|
|
|
|
|
**Дополнительные главы глубокого обучения:** новинки и SOTA решения, трансформеры, метаобучение, zero shot learning и другое.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
## График проведения курса 2023-2024
|
|
|
|
|
|
|
|
**Видеозаписи лекций 2020-21 годов можно найти по [ссылке](https://github.com/da0c/DL_Course_SamU).**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекции раз в неделю по [понедельникам](https://ssau.ru/rasp?staffId=66320001&selectedWeek=4&selectedWeekday=1).
|
|
|
|
|
|
|
|
Начало в 18-45 по Самаре. Продолжительность лекции два астрономических часа.**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первая лекция: 18.09.22 в 18:45 в Zoom.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Следующая лекция: 30.10.23 в 18:45 по Самаре в Zoom.**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подключиться к конференции Zoom можно будет по ссылке, которая появится за час до назначенного времени проведения лекции:
|
|
|
|
|
|
|
|
[Здесь будет ссылка]()
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
## Лекционный план 2023-2024
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Часть первая. Введение в глубокое обучение.**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекции 1,2. Классификация, основанная на данных**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение в курс.
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача классификации изображений.
|
|
|
|
|
|
|
|
Подходы основанные на данных.
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные идеи - От MLP до CNN.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Видеозапись первой части](https://youtu.be/pruCadZdhmQ)
|
|
|
|
|
|
|
|
[Видеозапись второй части](https://youtu.be/bsdpRfQM-O8)
|
|
|
|
|
|
|
|
[Презентация к лекциям 1-2](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU/blob/master/lections/Nikonorov-2023.pdf)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Часть вторая. Основы глубокого обучения.**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекция 3. Функции потерь и оптимизация.**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мультиклассовый SVM и его функция потерь.
|
|
|
|
|
|
|
|
Софтмакс и мультимодальная логистическая регрессия.
|
|
|
|
|
|
|
|
Оптимизация функции потерь.
|
|
|
|
|
|
|
|
Стохастический градиентный спуск (SGD).
|
|
|
|
|
|
|
|
Разбор задач к самостоятельной: функции потерь для SVM и софтмакса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Видеозапись третьей лекции](https://youtu.be/9nUzJxCeKIc)
|
|
|
|
|
|
|
|
[Презентация к лекции 3](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU/blob/master/Lectures/Lecture_3_SGD_22.pdf)
|
|
|
|
|
|
|
|
[Python-ноутбук к лекции 3](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU/blob/master/Lectures/Lecture_3.ipynb)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекция 4. Нейронные сети и обратное распространение ошибки.**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классификация с точки зрения нейронной сети.
|
|
|
|
|
|
|
|
Многослойный перцептрон.
|
|
|
|
|
|
|
|
Представление сети в виде вычислительного графа.
|
|
|
|
|
|
|
|
Алгоритм обратного распространения ошибки на вычислительном графе.
|
|
|
|
|
|
|
|
Разбор задач к самостоятельной: прямое и обратное распротранение по вычислительному графу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Видеозапись четвертой лекции, первая часть](https://youtu.be/Zx6YggTqTJs)
|
|
|
|
|
|
|
|
[Видеозапись четвертой лекции, вторая часть](https://youtu.be/h4mE1AhLvAI)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Презентация к лекции 4](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU/blob/master/Lectures/lecture_4_BP_22.pdf)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекция 5. Сверточные сети (СНС).**
|
|
|
|
|
|
|
|
История.
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные операции СНС.
|
|
|
|
|
|
|
|
Применение СНС вне задач машинного зрения.
|
|
|
|
|
|
|
|
Разбор задач к самостоятельной: расчет выхода сверточной сети.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Презентация к лекции 5](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU/blob/master/Lectures/Lecture_5_CNN_22.pdf)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекция 6. Инструментарий глубокого обучения.**
|
|
|
|
|
|
|
|
CPU vs GPU vs TPU.
|
|
|
|
|
|
|
|
Пакеты глубокого обучения, Tensorflow, Keras и другие.
|
|
|
|
|
|
|
|
Вычислительные графы СНС.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Видеозапись шестой лекции](https://youtu.be/vSwXdsuDN9A)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Презентация к лекции 6](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU/blob/master/Lectures/lecture_6_DL_Tools_22.pdf)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Самостоятельня работа.**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Три задачи из лекций 2-5.
|
|
|
|
|
|
|
|
**Внимание:** участие в самостоятельной, как и сдача лабораторных, необходимое условие для допуска к экзамену.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекция 7. Обучение СНС, часть 1.**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активационные функции, обработка данных сетью.
|
|
|
|
|
|
|
|
Пакетная нормализация и другие трюки.
|
|
|
|
|
|
|
|
Transfer learning.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Видеозапись седьмой лекции](https://youtu.be/g0iMdzk5Q-k)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Презентация к лекции 7](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU/blob/master/Lectures/lecture_7_Training1_22.pdf)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекция 8. Обучение СНС, часть 2.**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Политики обновления гиперпараметров.
|
|
|
|
|
|
|
|
Тюнинг процесса обучения.
|
|
|
|
|
|
|
|
Аугментация данных.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Видеозапись восьмой лекции](https://youtu.be/X77_BhagkJ0)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Презентация к лекции 8](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU/blob/master/Lectures/lecture_8_Training2_22.pdf)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекция 9. Архитектуры СНС**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Базовые архитектуры - AlexNet, VGG, GoogleNet, ResNet, UNET и другие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Видеозапись девятой лекции](https://youtu.be/ihkqOdUQsmo)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Презентация к лекции 9](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU/blob/master/Lectures/lecture_9_Arch_22.pdf)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Часть третья. Дополнительные главы**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекция 10. Трансформерные архитектуры**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Видеозапись десятой лекции](https://youtu.be/LjZxH6jGk-E)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Презентация к лекции 10](https://github.com/kvvik/DL_Course_SamU/blob/master/Lectures/lecture_10_Transfomers_22.pdf)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекция 11. Генеративные и рекуррентные модели**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. RNN/LSTM.
|
|
|
|
|
|
|
|
Механизм attention.
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка естественного языка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. GAN сети.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Детектирование и сегментация.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
**Лекция 12. SOTA модели**
|
|
|
|
|
|
|
|
Трансформеры
|
|
|
|
|
|
|
|
Zero shot подходы
|
|
|
|
|
|
|
|
Метаобучение
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеративное обучение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
## План лабораторных работ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Списки групп и статус выполнения лабораторных работ можно найти в [гугл-таблице](https://docs.google.com/spreadsheets/d/18BARANelD4i-KCorJnL-MCyX99g12n8lSnQ88uiNLxk/edit#gid=0) .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
## Литература и дополнительные источники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Отличная книга на русском по глубокому обучению -
|
|
|
|
|
|
|
|
[С. И. Николенко, А. Кадурин, Е. В. Архангельская, Глубокое обучение. Погружение в мир нейронных сетей. 2018](https://www.ozon.ru/context/detail/id/154415719/)
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Отличная книга по техническим аспектам реализации на Python -
|
|
|
|
|
|
|
|
[Шолле Франсуа, Глубокое обучение на Python](https://www.ozon.ru/context/detail/id/145615583/)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Хорошая современная книга на английском: [Advanced Deep Learning with Python. By Ivan Vasilev](http://neuralnetworksanddeeplearning.com)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. [Лекционный курс К.В. Воронцова по машинному обучению](http://www.machinelearning.ru/wiki/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81_%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9%2C_%D0%9A.%D0%92.%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%29).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. [Видеолекция академика Ю.И. Журавлева](https://www.youtube.com/watch?v=R3CMqrrIWOk) об истоках машинного обучения в СССР и о сочетании эвристики и науки в распознавании образов.
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Видеолекции С.И. Николенко по GAN сетям [1](https://www.youtube.com/watch?v=SlJgPIOlpiI), [2](https://www.youtube.com/watch?v=w38m5mTrG_M&t=1147s).
|
|
|
|
|
|
|
|
Хорошая проверка ваших знаний, на выходе из настоящего курса вы должны полностью понимать то, что говорится в этих лекциях по GAN.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Хорошая вводная книга по питону и базовым библиотекам, таким как numpy, pandas, jupyter.
|
|
|
|
|
|
|
|
[Python и анализ данных. Второе издание [2020] Уэс Маккинни](https://www.ozon.ru/product/python-i-analiz-dannyh-vtoroe-izdanie-makkini-ues-285933371)
|
|
|
|
|
|
|
|
[Альтернативная ссылка](https://vk.com/wall-51126445_67509)
|
|
|
|
|
|
|
|
Важное замечание: первое издание книги содержит в себе короткое введение в python, изъятое из второго издания. Первое издание с руководством по питону можно найти [например здесь](https://t.me/physics_lib).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
## Подборка книг по математике, базовых для машинного обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
По многочисленным просьбам привожу список книг по направлениям математики, которые составляют базу для машинного и глубокого обучения.
|
|
|
|
|
|
|
|
Базу составляют - матанализ, линейная алгебра, методы оптимизации, теория вероятностей и математическая статистика.
|
|
|
|
|
|
|
|
Опционально, но полезно, знать цифровую обработку сигналов и теорию случайных процессов, численные методы, и конечно обработку изображений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Матанализ: Г. М. ФИХТЕНГОЛЬЦ. ОСНОВЫ. МАТЕМАТИЧЕСКОГО. АНАЛИЗА.
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Линейная алгебра: Г.С. Швецов, Линейная алгебра. теория и прикладные аспекты.
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Альтернативный, всегда актуальный вариант - Гантмахер, Теория матриц.
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Методы оптимизации - Советская книга по методам оптимизации в технических задачах. Для тех кто не знает как рашифровывается BFGS))) -
|
|
|
|
|
|
|
|
[Реклейтис Г., Рейвиндран А., Рэгсдел К. Оптимизация в технике. Том 1 М.: Мир, 1986. – 348 с.](https://www.studmed.ru/rekleytis-g-reyvindran-a-regsdel-k-optimizaciya-v-tehnike-tom-1_5d310297b68.html)
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Тервер и матстат: Гмурман В.Е., Теория вероятностей и математическая статистика.
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Обработка изображений, здесь можно привести целый список, немного классических книг: Э. Прэтт, Цифровая обработка изображений; Гонсалес Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений;
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Ну и важная тема, формирование и восприятие цвета: М. Домасев, С. Гнатюк, Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Хороший телеграмм канал с подборкой технических книг](https://t.me/physics_lib)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|